Лекции по менеджменту
Текущие лекции за третий курс. Будут добавляться со
временем (каждую неделю). По всем вопросам пишите в гостевую или на e-mail.
Сью.
01.10.2002 Лекция 1.
Тема - ФИЛОСОФИЯ И КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Сущность, предмет и содержание менеджмента.
Сущность: Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности предприятия, действующего в рыночных условиях определенными намеченными путями и рационально используя материальные и трудовые ресурсы. Термин МЕНЕДЖМЕНТ применим к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, компании или организации, действующей в рыночных условиях и экономических отношениях.
Труд менеджера как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал предприятия, в котором он работает, однако в ряде случаев менеджер может владеть акциями предприятия, но работать по найму в должности менеджера.
Термин МЕНЕДЖЕР обозначает принадлежность конкретного лица и профессиональной деятельности в качестве управляющего предприятием независимо от уровня управления, профессиональной подготовки и практического опыта. При этом профессия менеджер, как самостоятельный вид деятельности, предполагает наличие таких понятий, как субъект и объект. В качестве субъекта выступает управленец любого уровня. В качестве объекта - хозяйственная деятельность предприятия.
2. Цели и задачи менеджмента
4 функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Цели: добиться наибольшей эффективности путем определения и поиска новых возможностей, привлекать и использовать ресурсы для решения поставленных задач, добиваясь при этом получения максимального результата при минимальных затратах.
Задачи: определение механизма, направленного на решение конкретных проблем воздействия в различных социально-экономических сферах, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, при этом механизм менеджмента состоит из трех основных уровней:
внутрифирменное управление
управление производством
управление персоналом
Принципы менеджмента
1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.
2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)
3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.
4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.
5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.
6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.
7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.
8) Принцип оптимального сочетания социально-психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.
К основным задачам управления можно отнести:
1) управление персоналом (коллективом, кадрами)
2) управление качеством продукции
3) управление инновациями
4) стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста,
стратегия сокращения, сочетание стратегий)
5) управление финансовыми ресурсами
6) управление материальными ресурсами и запасами
7) управление информационными ресурсами
8) управление временными ресурсами (сетевое планирование)
9) управление производительностью труда
10) антикризисное управление
11) управление маркетингом (стратегия маркетинга)
12) управление по целям
13) управление по результатам (цикличный процесс: постановка результатов, ситуационное
управление, контроль за результатами деятельности предприятия)
Формирование стратегических целей и задач предприятия
Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия
Оценка существующего и перспективного планирования
Анализ внешнего окружения и его влияния на деятельность предприятия
Определение альтернативных вариантов деятельности предприятия
Выбор стратегии предприятия
Составление ежегодного бюджета предприятия в целом и его отраслей
Важнейшая задача менеджмента: организация производства товаров и услуг с учетом потребности потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
08.10.2002 Лекция 2 Тема - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.Системный подход - это набор каких-либо руководств или принципов для управляющих как способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют 2 основных типа системы: ОТКРЫТАЯ - характеризуется взаимодействием с внешней средой ЗАКРЫТАЯ - является внутренней системой, определяющейся и строящейся на тех задачах, которые определены перед системой. При этом современный менеджмент следует прежде всего понимать как информационную систему, состоящую из управляющей и управляемой подсистем.
______________________ ______________________ |Внешняя информация | |Внешняя информация | | (входящая) | | (исходящая) | |______________________| |______________________| | ______________________ /|\ | |->|Управляющая информация|-| | \|/ | |______________________|\|/ | ______________________ ______________________ |Управляющая подсистема| |Управляемая подсистема| |(субъект управления) | |(объект управления) | |______________________| |______________________| | /|\ | | \|/ | _______________________ | Внутренняя информация | |_______________________|
15.10.2002 Лекция 3 Тема - ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТАПринципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретных определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Отсюда: оптимальным вариантом данного сочетаня считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики прдеприятия - цели и стратегии предприятия в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению. Принципы сочетания централизации и децентрализации в управлении предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Единоначалие понимается как предоставление высшему руководству предприятия или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений и ответственности за трудовую деятельность. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность или способствует успешной реализации данных решений. Другим важным принципом является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления, основанная на корпоративной организации ответственности, когда какие-либо ресурсы поставлены под единое административное управление. Таким образом, менеджмент основан на административном управлении, в дальшем именуемым внутрифирменным управлением предприятием, базирующемся на технологии производства.
29.10.2002 Лекция 4 Тема - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙСтратегия предприятия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения миссии предприятия и целей организации. Стратегическое планирование безируется на экономической политике предприятия, которая предполагает собой определение целей деятельности предприятия, стратегию его развития в ближайшем будущем и на преспективу (исходя из оценки реальных возможностей и в соответствии с имеющимися ресурсами). Отсюда: цели предприятия определяют концепцию его развития, деловой активности и направленности, поэтому стратегия предполагает в себе разработку основных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал и его производственно-хозяйственная деятельность и возможности. Поэтому разработка экономической политики предприятия предполагает в себе следующие этапы: 1) формирование стратегических целей и задач 2) анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия 3) оценка перспективных и существующих направлений деятельности предприятия 4) анализ внешнего окружения и его влияние на функционирование предприятия 5) выработка стратегии 6) обязательное составление бюджета предприятия в целом и его функциональных и хозяйственных центров. Определение целей стратегии бизнеса более конкретный уровень принимаемых решений, требующих выработки соответственных стратегических задач, разрабатываемых для достижения необходимых целей конкретного предприятия. Поэтому следует различать следующие виды целей: 1) общие, которые разрабатываются для предприятия в целом 2) специфические, которые разрабатываются по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров. Стратегия предприятия - это рассчитанная на преспективу система мер, обеспечивающих реализацию конкретных намеченных целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и нарпвить производственно-хозяйственную деятельность по намеченному пути. Этапы стратегической системы управления: 1) выделение ресурсов под стратегичесие цели 2) создание центров руководства каждой стратегической целью 3) оценка и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: 1)разраотка стратегических целей компании 2) оценка ее возможностей и ресурсов 3) анализ тенденций в области маркетинговой деятельности 4) оценка альтернативных путей деятельности предприятия 5) определение стратегии на перспективу 6) подготовка оперативных планов и бюджетов предприятия Стратегические принципы менеджмента предприятия: 1) жесткое алгоритмическое управление 2) управление по отклоненияи от заданной программы 3) программно-целевое управление (ранжирование по степени важности) 4) управление с упреждением (от вариантов текущих событий) 5) управление по целям (произвольный выбор способа достижений цели) 6) управление по результатам 7) управление посредством усвоения философии предприятия 8) управление на стратегию возможного потенциала предприятия 9) тактическое управление Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в определении направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизиции целей развития предприяития и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени. Определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, появление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи.